Выгорание. Часть № 1. Феномен выгорания
ВЫГОРЕЛ ИЛИ УСТАЛ?

В период 2020 – 2022 года мы проводили исследование*, где постарались максимально четко структурировать термин выгорание и выделить ключевые маркеры этого состояния, а также собрать статистику по разным респондентским группам. Русскоязычные участники заполняли онлайн опросник Zetic, указывая свой пол, возраст, должность и индустрию. Таким образом нам удалось собрать интересные данные по выборке, а также сформировать типичные профили выгорания для разных должностей и рынков.

ПОНЯТИЕ ВЫГОРАНИЯ

Выгорание — это совокупность реакций на хронический стресс. Оно проявляется нарастающим безразличием к своим обязанностям и происходящему на работе, негативизма по отношению к себе и другим. Важно отметить, что это не просто усталость, это именно постепенно развивающее ощущение пустоты и отсутствия смысла, потребность замыкаться в себе и сокращать свой ответ на рабочие ситуации.

Главная причина выгорания — конфликт между ресурсами и ценностями человека и требованиями, предъявляемыми к нему — им самим / обществом / работой, в результате которого возникает душевное переутомление, нарушается состояние равновесия. Т.е. выгорание нельзя решить с помощью отпуска или больничного, но можно выявить корни и работать с ними. В следующей части статьи мы подробно разберем возможные причины и варианты работы с ними.

КЛЮЧЕВЫЕ СТАДИИ ВЫГОРАНИЯ:

1. Обесценивание себя и своей работы (неудовлетворенность ситуацией, потеря мотивации, пресыщение работой, тревожность)

2. Деструктивные отношения со средой (эмоциональное отстранение, безразличие, цинизм)

3. Истощение (ощущение пустоты, отсутствия сил, снижение внимания, снятие с себя ответственности, избегание работы).

Выгорание. Часть № 1. Феномен выгорания

Значение такой трехмерной модели заключается в том, что стресс помещен в социальный контекст и отражает качество взаимодействия человека с коллегами и самой работой. Соответственно по мере развития выгорания сотруднику приходится прилагать больше морально-волевых усилий для выполнения работы, качество работы и уровень достижений – снижается; ресурсов для поддержания работоспособности становится все меньше, человек начинает ощущать неприятие к работе, отторжение от общения с коллегами и партнерами, желание изолировать себя от работы.

Мы решали эту задачу через заполнение участникам электронного опросника Zetic, однако можно использовать личные встречи с руководителем для обсуждения состояния сотрудника, гугл формы для опросов или пульс опросы для сбора аналогичных данных.

СТАТИСТИКА

Из 2 500 респондентов, участвовавших в исследовании 19% проявляют 1ую стадию выгорания (неудовлетворенность работой, ощущение бессмысленности рабочих задач, тревога за неверно выбранную работу). На этом уровне проблема может решиться за счет обсуждения с сотрудником его состояния и определение мер, позволяющих восстановить равновесие. Тут сотрудник часто сталкивается с расхождением своих ожиданий от работы и реальностью, ему кажется бессмысленным выполнение определенных задач или процедур, он чувствует разочарование от работы и среды, его усилия не соответствуют полученному результату.

Еще 35% респондентов находятся в средней стадии выгорания (ощущают желание защититься от общения с другими). Это говорит о том, что сотрудники сталкиваются с трудностями во взаимодействии (жесткая коммуникационная среда, сложные клиенты / партнеры, необходимость проявлять в коммуникации более активное участие, чем они готовы дать). На этой стадии важно сформулировать вместе с сотрудником основные точки напряжения в коммуникации – «С какой именно проблемой в коммуникации он не хочет сталкиваться и старается избегать этой части работы»?, «Какие типы клиентов или вопросов вызывают наибольшие трудности?». Важно понимать, что выгорание тут происходит не только за счет неприятия коммуникации, но и за счет наложения факторов из 1й стадии выгорания – когда сотрудник ощущает свою работу как бессмысленную или неподконтрольную ему.

И 14% демонстрируют высокую интенсивность выгорания (постоянное желание выспаться, ощущение пустоты, неприятны телесные состояния в ответ на рабочие ситуации, игнорирование части обязанностей, равнодушие к качеству работы). Это зона повышенного риска и внимания со стороны руководителя, так как в этом состоянии сотрудник уже не готов уделять достаточно внимания качеству и результатам своей работы, может игнорировать часть рабочих задач, требующих от него сверх усилий или отказываться от взаимодействия с коллегами / партнерами, которые кажутся ему слишком сложными в общении. На этой стадии часто оказываются самые ответственные и высокопотенциальные сотрудники, которые готовы брать на себя больше задач, преодолевать трудности, принимать на себя проекты с туманным результатом. Статистика показывает, что чем выше уровень самостоятельности и ответственности, тем выше интенсивность выгорания.

пол

Выгорание может проявляться в любом возрасте и напрямую не связано со статусом в организации. Однако мы видим четкую разницу между уровнем выгорания у мужчин и у женщин, на всех стадиях женщины испытывают более интенсивное выгорание. Этот результат можно объяснить более низкой эмоциональной стабильностью и более высокой чуткостью, тревожностью и эмпатией женщин (что также статистически подтверждается исследованием). Похоже женщины в целом активнее эмоционально вовлекаются в работу, тяжелее переживают сложности и критику, им сложнее стабилизировать свое состояние и сохранять жизнестойкость.

Выгорание. Часть № 1. Феномен выгорания

Полный текст исследования скачать

* В качестве модели для объяснения механизма выгорания мы применили клиническую модель профессора Герберта Фрейденбергера и профессора Кристины Маслач из Стенфордского Университета. В 2019 году Всемирная организация здравоохранения, опираясь на их работы включила профессиональное выгорание в 11 пересмотр Международной классификации болезней (МКБ-11) в качестве болезненного состояния, обусловленного профессией. Данная модель была апробирована на русскоязычной аудитории под руководством к.п.н. Н. Е. Водопьяновой (СПБГУ), д.м.н. Л.И. Вассермана (НИИ им. В. М. Бехтерева). Респондентская выборка Zetic составила: 2 500 чел. (граждане РФ, деловая аудитория возрастом от 16 до 60 лет, период исследования 2021-2022г.

* Для описания черт характера была применена классическая 5-факторная диспозициональная модели личности, отражающая восприятие людей друг другом. В ее основе — лексический подход, использующий факторный анализ словесных описаний характеристик человека; язык может отразить аспекты личности, которые описывают адаптацию человека к социальной среде с учетом его личных особенностей. Авторы методологии: Г. Олпорт, П. Коста и Р. Маккрэй и Р. Кэттел (1985-1992г.) Метод апробирован на русскоязычной аудитории под руководством к.п.н. В. Хромова (УрФУ им. Б.Н.Ельцина) и д.м.н. Л. И. Вассермана (НИИ им. В. М. Бехтерева).  Респондентская выборка Zetic составила: 2 500 чел. (граждане РФ, деловая аудитория возрастом от 16 до 60 лет), период исследования 2020-2022г.

Start typing and press Enter to search

Shopping Cart

No products in the cart.