Исследование условий формирования профессиональной толерантности у педагогов

Предупреждая негативную реакцию на само понятие «толерантность», заметим, что под
интолерантностью мы понимаем отсутствие толерантности или её избыток. Неприятие
толерантности сегодня – часто следствие неумения определить её оптимальный уровень.
Далее обратим внимание на то, что безотносительная толерантность, т.е. не связанная с
каким-либо объектом, часто представляется довольно абстрактным, а то и вредным явлением.

Именно безотносительной толерантности и посвящены, по сути, все современные
критические статьи и выссказывания людей по поводу данного феномена (от личностных
деформаций до развала государств и этносов). Исследование посвящено проблеме
формирования профессиональной педагогической толерантности. Профессиональные
требования по определению практически ориентированы, оптимальны для определённых
условий. Профессиональная толерантность – оптимальный, т.е. востребованный в
определённой сфере деятельности уровень терпимого поведения. Наши исследования
показывают, что соотношение толерантных и интолерантных граждан в обществе, вне
зависимости от пропагандистских ухищрений, принципиально не меняется. Оптимальную
толерантность проявляет в лучшем случае лишь каждый десятый (Ефимова Д.В., Макаров
Ю.А., 2004).

Таким образом, очевидно, что мы имеем дело с устойчивым личностным образованием. В
социуме мы можем наблюдать возникновение толерантного поведения вследствие страха
разного генеза (страха неприятных последствий, наказания со стороны другого человека,
начальства, общества и т.д.); под влиянием искусства и культуры, когда происходит
индокринация, внедрение идеи терпимого отношения в сознание человека по большей части
на эмоциональном уровне; под влиянием общего развития личности. Интолерантность может
быть проявлением неких негативных идеологических воздействий; индивидуальнопсихологических характеристик самого человека (агрессия, высокая тревожность, рабская
зависимость и отсутствие своего мнения, злоба, отсутствие навыков социального
взаимодействия и эмоциональной саморегуляции и пр.); ситуативных факторов
(межличностный конфликт, профдеформация и т.п.).

В педагогической деятельности толерантность может быть следствием обучения,
профессиональных требований, но устойчивый и оптимальный характер она приобретает
только при условии личностного развития. На основе проведённых исследований мы пришли
к выводу, что оптимальный уровень толерантности положительно коррелирует со средним
(p≥0,05) и высоким уровнем педагогического профессионального мастерства(p≥0,01). При
этом достижение профессионального мастерства невозможно без наличия личностностной
толерантности (Макаров Ю.А., 2015). Тут становится понятным замечание Карла Роджерса о
том, что педагогов и психологов нужно в первую очередь отбирать, а не готовить. Впрочем, в
условиях массовой подготовки педагогов этот подход вряд ли окажется эффективным. Как
быть?

В двух гимназиях Санкт-Петербурга мы предприняли попытку сформировать устойчивые
толерантные установки у педагогов в условиях психологического тренинга. В контрольной
группе (10 педагогов в возрасте от 25 до 50 лет) проводились занятия по знакомству с
требуемыми толерантными поведенческими реакциями, отработка навыков взаимодействия.
В экспериментальной группе (10 педагогов) тренинг включал когнитивный, поведенческий,
аффективный и личностный компоненты (Братченко С.Л., 1995). Было обнаружено, что
акцент на отработке эмоционального восприятия разных форм взаимодействия (в том числе и
интолерантного) приводит к статистически достоверному, стойкому изменению в структуре
личностных установок субъекта. Задачи психолога в том, чтобы показать и сформировать не
идеальную поведенческую модель, а модель максимально приближенную к жизни, убедить
участников в конечной несостоятельности и пагубности для профессионалов и их
воспитанников разных форм нетерпимого поведения, научить самостоятельной оценке
ценностно-значимой ситуации и выбору оптимальной стратегии поведения на основе
собственных убеждений.

Если в контрольной группе, где испытуемых «учили» только поведенческой
толерантности эффект оказался нестойким, то в группе, где был сделан акцент на
самостоятельном и сознательном выборе стиля коммуникативного взаимодействия,
переживаниях в условиях личностно значимой ситуации, результаты тренинговой программы
были обнаружены и через два года после её завершения.

Полный материал можно посмотреть по ссылке

Start typing and press Enter to search

Shopping Cart

No products in the cart.